По указу Президента Российской Федерации, 2024 год объявлен Годом семьи, подчеркивая ее основополагающую роль в развитии и благополучии общества. Семья является не только ячейкой социума, но и крепким фундаментом, на котором строится будущее. Здоровье и благополучие семьи напрямую отражаются на развитии нации в целом. Арктические регионы Якутии, обладающие богатыми природными ресурсами и перспективными возможностями, активно развиваются, создавая новые рабочие места и привлекая квалифицированных специалистов. Среди востребованных профессий в Арктике особое место занимает дорожно-хозяйственная отрасль, обеспечивающая обустройство и поддержание транспортной инфраструктуры в сложных природно-климатических условиях. Развитие отрасли вносит значительный вклад в развитие региона, повышая качество жизни местного населения. Строительство, ремонт и эксплуатация дорог в Арктике требуют особых навыков и знаний, так как работа с техникой и сложными механизмами в условиях экстремальных температур, сурового климата и удаленности от крупных населенных пунктов под силу не каждому. Воспитание играет здесь немаловажную роль, формируя в детях с раннего возраста интерес к технике, ответственность и трудолюбие.

IMG 5950

Сегодня мы хотим познакомить читателей с опытным водителем Среднеколымского дорожного участка КП РС(Я) «Дороги Арктики» Тайшиным Сергеем Алексеевичем, и на его примере узнаем об особенностях жизни на севере, уникальности отцовства, сложностях работы дорожника.

IMG 5996 Copy

«Я работаю на предприятии водителем автозаправщика «Урал», самосвала «Камаз» с октября 2019 г., это мой пятый зимник. С 2000-го года я начал работать в дорожном предприятии района, в местном ДРСУ. Первое мое задание было перегнать в Среднеколымск «Урал» из Чульмана Нерюнгринского района. Помню, мы тогда привезли сюда несколько машин. И с того момента официально началась моя карьера в дорожно-строительной сфере.

IMG 5951

20210331 184214Если говорить о настоящем времени, моя основная задача – это заправка топливом дорожно-строительных машин (тракторов). Мой «наливник» должен своевременно отвозить ребятам топливо. Зависимо от погодных условий, трактора работают по-разному. Например, в пургу они задерживаются, и, естественно соляры в баках не хватает, чтобы вернуться на базу. Вообще говоря, это природа нами руководит, мы лишь ищем пути сотрудничества с ней. При работах в таких условиях разное случается, иногда бывают поломки. И тогда, несмотря на нерабочий день или спокойную ночь, приходится отправляться на выручку – людей вывозить или запчасть отвозить.

1

У меня четверо детей, все мальчики. Старший 1996-го года рождения, второй 1998-го, третий 2002-го и младший 2004-го года рождения. Вышло так, что все родились в четные года. Иногда вот думаю, кто знает, может девочка бы у нас появилась в нечетный год. Это, конечно, шутка. Я люблю своих ребят, они у нас уже взрослые. В данный момент трое старших работают в Среднеколымске в районном филиале ГУП «ЖКХ РС(Я)» - двое электрики и один водитель. Все трое сейчас вносят свой вклад в развитие родного района. Младший сын в данное время учится в Омске на авиатехника. Так получилось, что у всех детей образование техническое. Наверное, это все-таки гены. Двое старших уже имеют свои семьи, подарили нам прекрасных внучек.

4

3

Кстати, третий сын у меня некоторое время тоже проработал дорожником, устроился к нам в Среднеколымский дорожный участок «Дороги Арктики» машинистом ДСМ. Попробовал себя в этой стезе, успешно проработал 1 год. Ну, если честно, это я его попросил, чтобы он прошел тут испытание дорогами. И по итогу он мне сказал, что тракторист - очень сложная профессия, и я с ним полностью согласен. Не каждому дано это дело освоить, это не просто «сел и поехал». Во многом достижения в данной профессии зависят от человека, не всем суждено стать хорошим трактористом. Но со стороны коллектива в адрес сына я слышал только положительные отзывы. Он человек молодой, перспективный, так сказать, еще ищет себя. Мир же быстро меняется, кто знает, что нас ждет в ближайшем будущем. Мое личное мнение, трактористами не становятся, а рождаются.

20231120 111755 Copy

IMG 5816 Copy

IMG 20220108 WA0007 Copy

Я в дорожниках уже более 20-ти лет, за эти годы многое в нашей жизни менялось. Раньше, когда дети были маленькими, конечно все было чуть посложнее. Я все время был в разъездах, на дороге. У нас отопление в те времена было печным, необходимо было подготовить все заблаговременно. Заботы «вода-дрова» здорово усложняли и так нелегкую переменчивую жизнь. Приходилось все время быть в движении, как-то успевать по обустройству дома, и отцом побывать, и на отдаленные участки выезжать на несколько дней. Мне повезло, что моя супруга Надежда Владимировна всегда во всем поддерживала меня.

9 Copy

56

Дети у меня имеют тягу к технике, наверное, из-за того, что они с детства видели, как отец работает, на чем ездит, что чинит и т.п. Я часто брал их с собой в гараж. Всех в разные возрасты знакомил с работой. На долгие рейсы, конечно, я не мог их возить. Там и школа, и по соображениям безопасности. Арктика – все-таки суровый край. В дорогу я их с собой брал на однодневные рейсы, например, когда на самосвале отсыпал дороги шлаком. Тогда я показывал дороги, объяснял, что да как делается. И мои дети сразу же проявляли интерес, часто просились поехать со мной еще. Если получалось в выходные выезжать, я старался их брать с собой.

7 Copy8 Copy

Помимо работы, как, наверное, и каждый северянин, я знакомил своих ребят и с охотой, и рыбалкой. У нас есть рыболовный участок, где мы любим собираться вместе и уединяться с природой. Мои дети со школьных лет умеют управлять моторной лодкой, снегоходом, потому что в наших краях без транспортной техники никак не обойтись. В первое время они наблюдают за твоими действиями, ты рассказываешь, объясняешь, отвечаешь на их многочисленные вопросы. Потом приходит время, когда ты должен довериться им и под пристальным присмотром передать управление. Кто готов ко всему этому, конечно все быстро мотает на ус и предельно ответственно подходит к делу. В основном такое время наступает, когда ребенок учится в старших классах. Тогда им действительно интересно, и они уже осознанно принимают решения. А когда маленькие, они только начинают узнавать о мире, технике, природе, в это время для них выезд просто веселое событие. Но и эти события уже возводят фундамент к будущему.

IMG 5873 Copy

Основные сложности жизни и работы на севере — это, естественно, морозы. Лето короткое, зима долгая. Зимой вся работа производится в темноте и в условиях экстремально низких температур. День короткий, в декабре-январе наступают сильные морозы, туман, ветра. Вот и многие молодые ребята не выдерживают таких нагрузок, уходят-приходят. Как человек, проработавший в этой сфере достаточно долго, могу сказать, что обслуживать дороги в условиях Арктики очень непросто. Многое зависит от тяги человека к технике, от чувства долга перед родным краем. Выводить ширину дороги, пробивать ее, бороться со снегом – задача трудная. Сейчас все поменялось, даже природа меняется. В последнее время осень становится все более затяжной, а весна, наоборот, рано начинает вступать в свои права. Бывает, поздней осенью, когда только наступают заморозки, ни с того, ни с сего начинается обильный снегопад. У нас на автозимниках много озер, и они под покровом такого одеяла замерзают очень долго. Каждое озеро объехать, ширину выбить, это все многого стоит. Тратится куча времени и ресурсов. Поэтому и дороги стали открываться позже. Раньше, в 2000-х годах, 17-го апреля у нас снег по-зимнему лежал, ничего не таяло, не было ни одной сосульки. На проводах зимы мы замерзали, тепло одевались. А сейчас в это время уже повсюду лужи, грязь, и снег уже тает полным ходом. Оттаивание происходит мгновенно. За двадцать пять лет изменения климата налицо.

IMG 5778 Copy

IMG 20240221 WA0004 CopyIMG 20240113 WA0016 Copy

В жизни, как и в дороге, встречаются разные люди. Кто-то тебя хвалит за твою работу, а найдется и тот, кто вечно будет ругать. Надо любить свое дело и верить в него – вот, что важно», - рассказывает Сергей Тайшин.

20210209 164220

Северный народ издавна славится своей стойкостью, выносливостью и преданностью традициям. Однако в условиях стремительно развивающегося мира жители Арктики сталкиваются со значительным цифровым, транспортным и экономическим разрывом. Преодоление этих неравенств является первоочередной задачей, в которой нам всем предстоит объединить усилия для обеспечения благополучия подрастающего поколения. Арктика - регион, благосостояние которого неразрывно связано с будущими поколениями. Воспитание детей в этом суровом и уникальном крае станет краеугольным камнем процветания Арктической зоны Республики Саха (Якутия).

IMG 6182 Copy