В контексте развития Арктической зоны Российской Федерации объемы привозимых грузов через Северный морской путь должны наращиваться. Именно для этих целей необходим глубоководный порт, который мог бы перерабатывать современные морские суда, нежели ныне функционирующий порт Тикси, глубина которого составляет порядка 4-5 метров.

На сегодняшний день достаточно хорошо развиты инфраструктуры Мурманского, Архангельского портов, развивается порт Сабетта на Ямале и идет строительство морского терминала порта Певек на мысе Наглёйнын в Чукотском автономном округе.

medium карта1

Побережье нашей республики по Севморпути составляет порядка 4,5 тыс. км. и отсутствие глубоководного порта на всей этой протяженности лишает Якутию различных возможностей для развития. В общем по России Арктическая зона развивается довольно хорошими темпами. В Якутии ограничивающим фактором для освоения минерально-сырьевой базы является отсутствие соответствующей транспортной инфраструктуры. На сегодняшний день из наиболее развивающихся проектов можно выделить Кючусский промышленный кластер. Полиметаллический холдинг «Селигдар» здесь сейчас добывает золото. Также на территории Усть-Янского района возрождается добыча олова в местностях Тирехтях и Чурпунньа.

Перспективным месторождением залежей угля и золота является Куларское месторождение. Также в Арктической зоне республики мы имеем возможность развить и нефтегазовое хозяйство, запас которого в наших северных районах достаточно велик.

Основным требованием инвесторов является обеспечение транспортной доступности. В данное время транспортно-логистические условия достаточно сложные. Поэтому целесообразно рассматривать поэтапное развитие морского порта Тикси с глубоководной бухтой в Найбе (Хара-Улах), при этом развивая наземное дорожно-транспортное сообщение.

9 Copy

С 13-го по 16-го апреля была проведена трассировка самого короткого пути по направлению п. Усть-Куйга – с. Найба (Хара-Улах). Существующий автозимник имеет протяженность порядка 500 км. Значительная часть дороги пролегает по морскому ледяному покрову.

Карта Усть Куйга Найба карта

По поручению Главы республики Айсена Сергеевича Николаева, после совместных переговоров с Госкорпорацией «Росатом», рабочей группой было проведено комиссионное исследование предполагаемой дороги. В состав экспедиции были включены: заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) Семен Коркин, заместитель руководителя Департамента геологии, лицензирования и надзора Министерства промышленности и геологии РС(Я) Спиридон Соловьев, представитель Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Геннадий Кетрой, 5 сотрудников КП РС(Я) «Дороги Арктики» под руководством заместителя гендиректора предприятия по эксплуатации Сергея Сивцева. Дорогу указывали проводники из числа местного населения. Поездка осуществлялась на снегоболотоходах «БУРЛАК» и «ТРЭКОЛ», обслуживаемых Усть-Янским дорожным участком Казенного предприятия «Дороги Арктики».

IMG 6421 Copy

IMG 6425 Copy

IMG 6436 Copy

IMG 6441 Copy

IMG 6445 CopyIMG 6989 Copy

Как отмечают местные жители, по данному маршруту осуществляли передвижение и грузоперевозку лишь в царские времена. Забегая вперед, нужно отметить, что возрождение этой дороги, по предварительным данным, вполне реально. Из п. Усть-Куйга до упраздненного поселка Северный расстояние по сезонной автомобильной дороге «Яна» составляет 119 км.
IMG 6503 Copy
IMG 6490 Copy
DJI 0150.MP4 snapshot 00.30.791
IMG 2689 Copy
 
Далее, не доезжая до п. Кулар, по автозимнику «Булун» на развилке машины повернули в сторону бывшего старательского поселка Энтузиастов.
IMG 6537 Copy
IMG 6554 Copy
IMG 6536 Copy
IMG 6573 Copy
 
Оттуда предполагаемый маршрут пролегает через тундру, заезжая в отдаленный населенный пункт - Омолойский национальный наслег (село Хайыр). По указаниям проводника Андрея Яковлева по бездорожью экспедиция добралась до первого перевалочного пункта с. Хайыр только вечером.
DJI 0160.MP4 snapshot 01.37.097
 
На правом берегу реки Омолой гостей встретил глава наслега Борис Сыроватский. Протяженность пути «Северный – Хайыр» составила 78 км. Здесь рабочая группа встретилась с другим проводником Анатолием Слепцовым, который на следующий день повел экспедицию до границы Булунского района. 
IMG 6626 CopyIMG 6628 CopyIMG 6916 Copy
IMG 6943 Copy
 
Перейдя через р. Омолой, экспедиция по целяку добралась до границы, преодолев расстояние 47 км.
1 Copy23 Copy4
 
Далее на границе Булунского района на одном из рыбацких участков трассировщиков встретил зоотехник местного оленеводческого стада, житель с. Найба Ярослав Захаров. На снегоходе он указывал дорогу по пологим сопкам и верховьям речек. Так, по тундре, минуя сложные участки, преодолев расстояние в 105 км от границы, экспедиция добралась до конечного пункта – с. Найба (Хара-Улах).
5 Copy
IMG 20240414 165616
67 Copy8 Copy10 Copy11 Copy12 Copy13 Copy
IMG 20240415 145652 Copy
IMG 20240415 144852 Copy
IMG 6844 Copy
DJI 0178.MP4 snapshot 00.39.921
IMG 6903 Copy

 

Работники сельской администрации показали место, где планируется расположить грузовой терминал для приема большегрузных судов.

DJI 0173.MP4 snapshot 01.49.135DJI 0173.MP4 snapshot 03.57.237DJI 0185.MP4 snapshot 03.24.204

Пользуясь случаем, как замминистра транспорта, Семен Коркин и Сергей Сивцев, как народный депутат, встретились с населением сел Найба и Хайыр и обсудили ряд вопросов, волнующих местных жителей.

IMG 6868 CopyIMG 6925 Copy

IMG 6926 Copy

В обратный путь машины отправились по действующей сейчас автомобильной дороге «Булун», который предполагает поездку по морскому побережью, где на тот момент было ветрено и дороги были заметены.

VID 20240415 152221.mp4 snapshot 00.52.952VID 20240415 162635.mp4 snapshot 00.02.472

IMG 6909 Copy

Поднимаясь по автозимнику, проложенному по р. Омолой, экспедиция встретила дорожников, которые как раз шли к морю Лаптевых, очищая дорогу от снега.

20221220 114950

Уже на территории Куларского месторождения руководители экспедиции пообщались с председателем ООО «Кулар» Александром Барабанским. Обсудили насущные вопросы и посоветовались по поводу устройства дороги до с. Хайыр.

IMG 6969 CopyIMG 6978 Copy

IMG 20240416 182920 CopyIMG 20240416 183114 Copy

DJI 0193.MP4 snapshot 02.00.543DJI 0194.MP4 snapshot 02.32.879 CopyDJI 0195.MP4 snapshot 06.36.090 Copy

IMG 6412 Copy

По словам Семена Коркина, в случае утверждения проекта дороги Усть-Куйга - Найба, ее устройство будет проведено в 2 этапа. Первый этап - устройство сезонной дороги (автозимник), второй этап – строительство круглогодичной автомобильной дороги. Благодаря работе проводников из числа местного населения, был установлен кратчайший маршрут с объездами сложных участков протяженностью 349 км. Но точный километраж будет известен после учета изыскательских работ.

По итогам трассировки маршрута Усть-Куйга - Найба в дальнейшие планы входит подготовка проектно-сметной документации, проведение изыскательских работ, пробивка автозимника по новому, более короткому, маршруту, далее будут проведены работы по устройству карьеров. В планы Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) входит совместная работа с коллегами из Минвостокразвития, Минтрансом России в части изыскания средств, в том числе из федерального бюджета. К 2028 году по плану в Усть-Куйге будет полностью функционировать атомная станция, и к тому времени «Селигдар» будет работать уже в полную мощь. Поэтому нужно будет развивать данную дорогу как круглогодичную. Тем самым появится возможность для недропользователей перевозить груз и осваивать месторождения.

Сейчас большой объем работы ведется Правительством РС(Я) и других федеральных органов. Данный вопрос находится на особом контроле у полномочного представителя Президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрия Петровича Трутнева. Данный инвестиционный проект планируется продвигать в рамках комплексной реализации Кючусского промышленного кластера для возрождения тех мощностей, которые были в 1980-е годы.

IMG 6686 Copy

«Хочется отметить, что такие стратегические документы у нас ведутся с 2000-х годов. Благодаря поддержке нынешнего руководства, мы эту глобальную задачу должны решить ради развития Арктических районов Якутии. Развитие Северного морского пути, Восточного полигона делают Дальневосточные морские порты достаточно востребованными. Для местного населения реализация проектов Севморпути и развития Арктики, в первую очередь, приносит комплексную модернизацию инфраструктуры. Появятся новые возможности для развития отдаленных сел.

Населенные пункты будут развиваться и расти. Будет расширяться социальная база, обновятся жилищные условия. Транспортная доступность станет удобной, тем самым ликвидируется ценовое и логистическое неравенство. Появятся рабочие места, на которые будут привлекаться специалисты из числа местных жителей. Поэтому уже сейчас якутянам, особенно населению Арктических районов республики, стоит с особым трепетом подходить к подготовке местных кадров», - рассказывает заместитель Министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Семен Николаевич Коркин.

 

Пресс-служба КП РС(Я) "Дороги Арктики"