Предприятие "Дороги Арктики" в Республике Саха (Якутия) активно работает над прокладкой автозимников в прибрежных арктических районах, таких как Аллаиховский, Усть-Янский и Нижнеколымский улусы. Эта задача сопряжена со значительными трудностями, обусловленными специфическими климатическими условиями и геоморфологическими особенностями региона. Арктический климат характеризуется высокой изменчивостью, и даже внутри одного региона наблюдаются существенные температурные колебания. Прибрежные районы, несмотря на свою арктическую принадлежность, отличаются относительно более высокими температурами по сравнению с удаленными от моря участками. Это связано с влиянием относительно теплого морского воздуха и меньшей континентальностью климата. Однако, такая "мягкость" климата обманчива.

IMG 0412

Ключевым фактором, определяющим сроки открытия автозимников, является скорость ледообразования на многочисленных водоёмах, рассеянных по маршруту. Глубокий снежный покров, характерный для этих районов, в сочетании с обильными осадками и относительно небольшими, но устойчивыми морозами, существенно влияет на процесс кристаллизации водной взвеси. Снег, действуя как изолятор, замедляет охлаждение воды, что препятствует быстрому нарастанию прочного ледяного покрова, необходимого для безопасного проезда техники. Озера прибрежной зоны представляют собой сложную мозаику различных типов. Даже соседние водоемы, расположенные на одном маршруте автозимника, отличаются по своим гидрологическим характеристикам: состав воды, глубина, рельеф дна, скорость замерзания, и, что крайне важно, структура береговой линии. Эти различия существенно усложняют задачу прокладки автозимников. Медленное замерзание отдельных озер вынуждает дорожников искать объездные пути, что, в свою очередь, сталкивает их с трудностями, связанными с крутыми и неровными берегами. Прокладка новых объездных путей часто оказывается нецелесообразной из-за наличия уже существующих, хорошо накатанных зимних дорог, используемых годами. Изменение маршрута может привести к значительным потерям времени и ресурсов. Однако, проблема выходит за рамки простого ожидания достаточной толщины льда.

DJI 0147.MP4 snapshot 00.50.050IMG 20241210 WA0028

На скорость ледообразования оказывает влияние целый ряд факторов, некоторые из которых непредсказуемы и представляют серьезную опасность. К примеру, наличие газовых выбросов, в частности метана, из донных отложений значительно затрудняет процесс нарастания прочного льда. В местах интенсивной дегазации формируются метановые пузыри, которые ослабляют ледяной покров, делая его крайне ненадежным. Прорыв такого ледяного слоя может привести к провалу техники и, что самое страшное, к человеческим жертвам. Специалисты КП РС(Я) «Дороги Арктики» неоднократно сталкивались с подобными инцидентами, что подчеркивает критическую важность учета этого фактора при проектировании и прокладке автозимников.

IMG 20211202 141448IMG 20221023 WA0005IMG 20190212 112558

Существенным фактором, замедляющим открытие автозимников, особенно в Нижнеколымском районе, является значительное расстояние между населенными пунктами. Например, расстояние от п. Черский, где располагается дорожно-ремонтный пункт Нижнеколымского дорожного участка до с. Андрюшкино составляет 412 километров. Это увеличивает время, необходимое для обследования маршрута, прокладки и контроля состояния ледяного покрытия на всем протяжении дороги. Учитывая суровые погодные условия, обусловленные сильными метелями, и ограниченные возможности для проведения работ, это становится серьезным вызовом.

IMG 2764IMG 20190208 123924

«Для повышения эффективности работы и улучшения качества обслуживания дорожной сети в Якутии в настоящее время идет процесс создания нового прорабского участка в поселке Андрюшкино, призванного существенно облегчить работу Нижнеколымского и Среднеколымского дорожных участков. В 2023 году была разработана проектно-сметная документация, которая в минувшем году успешно прошла экспертизу, а также оформлен земельный участок под будущий дорожно-ремонтный пункт в Андрюшкино. Сейчас ведется отбор и подготовка необходимой техники, которая будет передислоцирована на новую базу. Вопрос комплектации штата квалифицированными специалистами также находится на стадии активного решения. Кроме того, решается весь комплекс организационно-документационных вопросов. Согласно плану, новый прорабский участок в Андрюшкино должен быть построен и готов к эксплуатации к началу следующего сезона автозимников», - сообщает заместитель генерального директора по эксплуатации КП РС(Я) «Дороги Арктики» Сергей Сивцев.

IMG 20231114 152027

Но эти проблемы не останавливают арктических дорожников. В настоящее время работы ведутся по утвержденному плану-графику и опережением прошлогодних показателей. Работники Аллаиховского дорожного участка уже в начале декабря обеспечили проезд и обустроили подъезды к населенным пунктам Оленегорск, Нычалах, а в конце декабря – к Русскому Устью и Чкалову. В период новогодних каникул Нижнеколымский дорожный участок приступил к пробивке и обустройству автозимника "Арктика" на участке Андрюшкино – Колымское, протяженностью 232 км. Этот участок представляет собой особую сложность, поскольку он является последним звеном, связывающим Якутию с Чукотским автономным округом. В прошлом году, из-за крайне неблагоприятных погодных условий, включая сильные ветровые нагрузки, его обустройство завершилось лишь 5 февраля. В этом году планируется завершить работы значительно раньше, и, согласно прогнозам, открытие движения для транспорта ожидается уже на следующей неделе. Помимо этого, Нижнеколымский дорожный участок уже в начале и середине декабря успешно пробил и обустроил подъездные автозимники к поселкам Походск и Колымское.

Желаем арктическим дорожникам успехов в их важной и ответственной работе. Их труд, проводимый в суровых условиях арктического климата, заслуживает самого глубокого уважения и признательности.