15 октября, работники дорожного хозяйства отметили свой профессиональный праздник. В этот праздничный день я поговорила, не побоюсь сказать, с зачинателем перевозки грузов в отдаленные северные районы, дальнобойщиком Николаем Мочкиным. В 80-е годы, когда даже сама мысль поехать на машине в Нижнеколымский или Верхоянский районы вызывала чувство ужаса, дальнобойщик Николай Мочкин, преодолевая поджидавшие на дорогах трудности, все-таки доставлял продукты и товары в конечный пункт.

 

Председатель союза водителей Дальнобойщиков РС(Я) Николай Мочкин перевозкой грузов в северные районы занимается всю свою сознательную жизнь. Поэтому он очень хорошо помнит, какие дороги были на севере, когда он только-только начинал ездить. Как говорится, перед его глазами прошли все преобразования дорог на севере республики.

«Я начал заниматься перевозкой грузов в колымские группы районов в 80-годы. Свою работу как дальнобойщик я начал не на большегрузе. Впервые отправился в Среднеколымский район на вездеходе, так как на шоссейной машине было невозможно достичь даже первых населенных пунктов, расположенных за Колымской трассой, не говоря уже о Верхнеколымском районе. Помню, в первые годы до Нижнеколымского района или до Верхоянского района, мы ехали в течение месяца. В пути нас поджидали разные сюрпризы – то пурга, то наледь. И этими проблемами мы справлялись своими силами. Прокладывали дорогу через снежные заносы или ждали по несколько дней, когда наледь спадёт», – вспоминает Николай Николаевич.

До развала СССР хозяйствующие субъекты еще кое-как обслуживали дороги между населенными пунктами. Но в перестроечные времена дороги были переданы муниципальным образованиям, их обязали с помощью подрядчиков содержать дороги.

"Но, как вы знаете, в 90-е годы была разруха. А ведь для содержания дорог нужно много мощной специализированной техники. Откуда им было взяться у муниципалов. Поэтому шатко-валко кое-как шла эта работа. Вот поэтому, тогдашним дальнобойщикам приходилось на свой страх и риск ехать в далекие северные районы, преодолевая несколько тысяч километров," – поясняет дальнобойщик.

В 2000-е годы проблема северного завоза начала расти как снежный ком. Тогда Правительство республики приняло радикальное решение – создать дорожное предприятие, которое занималось бы строительством и обслуживанием дорог в северных районах. И в 2014 году Глава республики издал распоряжение о создании Казенного предприятия Республики Саха (Якутия) "Дороги Арктики."

 «С созданием предприятия «Дороги Арктики» мы, дальнобойщики севера, почувствовали облегчение. Качество зимних автомобильных дорог в Колымские районы, Верхоянский, Момский, Абыйский, Аллаиховский, Эвено-Бытантайский районы улучшалось каждым разом. Мы это ощущали при каждой поездке. Водители-дальнобойщики перешли в шоссейные машины, в период сезона автозимника перевозили грузы в эти районы несколько раз. Если раньше для преодоления пути до села Алеко-Кюель мне требовался месяц, то сейчас я добираюсь за 5 дней», – рассказывает он.

С деятельностью предприятия «Дороги Арктики» количество дальнобойщиков, осуществляющих перевозки в Арктических районах, в разы увеличилось, отмечает председатель союза дальнобойщиков Якутии Николай Николаевич.

 «Соответственно, в этих отдаленных районах появились магазины. У жителей появилась возможность покупать на месте все необходимое, а не заказывать в Якутске. Вот почему говорят: "Дорожники не только строят дороги и мосты, но и зажигают огонь жизни в селах и городах, где прокладывают путь". Работу наших дорожников невозможно переоценить», – говорит он.

Николай Николаевич радуется, что в профессиональный праздник дорожников у него появилась возможность поблагодарить работников Казенного предприятия "Дороги Арктики".

«Много трудностей поджидают водителей большегрузов на просторах севера. Погода якутской Арктики не предсказуема. Солнечная погода моментально может смениться на метель. Наледь и торосы встают преградой на нашем пути. Как только начало свою деятельность предприятие "Дороги Арктики", мы узнали, что такое помощь на дороге. Мы всегда уверены, что на самых сложных участках дороги будут дежурить работники районных дорожных участков предприятия "Дороги Арктики". Также работники районных участков во время пурги и метели расчищают дорогу от снега, так что мы спокойно едем за спецтехникой по намеченному пути. А когда застреваем в наледи, приходят на помощь и вытаскивают. Обычно у всех дальнобойщиков в арсенале есть рации или спутниковый телефон. Если попадаем в загвоздку, даем знать в администрации района, где находятся дорожные участки "Дороги Арктики". Оттуда обычно отправляют нам на помощь дорожников», – рассказывает Николай Николаевич.

Опытный дальнобойщик поделился воспоминаниями о том, как однажды его транспорт чуть ли не замерз на дороге.

"Выехал с намерением доехать до Чукотки по автозимнику «Арктика». В Момском районе разыгралась метель, дороги замело сильно, к тому же, у меня сломалась машина. Дежурные дорожники тогда помогли доехать до села Сасыр, где я смог отремонтировать машину. Таких ситуаций очень много в моей памяти. Другие водители тоже рассказывают, как им помогли на дороге работники, слесари, машинисты ДСМ «Дороги Арктики», – рассказывает он.

В конце нашей беседы Николай Николаевич всем работникам районных участков КП РС(Я) «Дороги Арктики» и сотрудникам администрации предприятия выразил глубокую признательность.

 «Прокладывая и обслуживая дорогу, вы делаете Север доступным. Наверняка все мои товарищи водители разделят мою благодарность за ваш благородный труд», - подытожил он.