В дорожной отрасли Степан Ильич Садовников, машинист дорожно-строительной машины Момского прорабского дорожного участка, работает с 2009 года.

В те времена он был водителем Урала «Вахта» ОАО «Дороги Индигирки». На рубеже 2014-2015 годов опытного доожника приняли уже в Южный прорабский дорожный участок КП РС(Я) «Дороги Арктики» дорожным рабочим. Со временем участок был переименован в Момский прорабский дорожный участок. В 2019 году Степана перевели на более-менее спокойную должность слесаря по ремонту. Но в силу своих стремлений три года назад уже многопрофильный специалист сел за руль дорожно-строительной машины.

Чусовской В.В. с коллективом Прорабского участка Южного дорожного участкаМашинисты ДСМ на а.д. Арктика

"Я управляю «Кировцем» К-703, с которым мы обслуживаем региональные дороги «Мома» и «Арктика». Наша деятельность достаточно разнообразная, виды работ постоянно меняются, начиная с расчистки автозимника, выравнивания неровностей и заканчивая эвакуацией попавших в ЧС автомобилей. Существует довольно много участков с ручьями, горными речками, на которых мы обустраиваем настилы для перехода автотранспорта. На камнях часто повреждается отвал трактора. Все время приходится что-нибудь приваривать. Убираем кочку при помощи волокуши металлической конструкции клинового типа массой до 2,5 тонн. В нашем случае клин мы изготавливаем из гусеницы тяжелой техники, наваривая под ней ножи для срезания неровностей. Один из важных факторов для эффективности клина – вес. Он должен быть тяжелым. Для уплотнения снежного покрова дороги мы используем резиновые волокуши, которые делаем из списанных бульдозерных колес.

Волокуша металлической конструкции клинового типа с бортами для регулировки весаWhatsApp Image 2024 06 06 at 13.32.45

Отвалами надо работать предельно аккуратно. У нас достаточно протяженный участок автозимника проходит по руслам горных речек, где очень большие камни. Под снегом их практически не видно. Поломка отвала – настоящая головная боль тракториста. 

Выравнивание неровностей на колесном бульдозере К 702

У К-703 механическая коробка, он хорош в работе с тяжелыми волокушами, с ним легко работать в местах, где не надо часто менять передачи. Поймал одну скорость и идешь. К-702, будучи полуавтоматом, поворотлив и более шустр. Но еще со времен «Дорог Индигирки» я знаю, что у него при сильных нагрузках начинает нагреваться коробка передач. Также есть трактор Shantui, который мы используем осенью при обустройстве настилов на ручьях и речках.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

По весне в местах, где появляются наледные образования или промоины, мы устраиваем объезды. Конечно, тяжко бывает работать в морозы, но видя огромный поток машин, не имеешь права давать себе слабину, ведь у всех этих людей есть своя цель, их ждут, они должны успеть вовремя.

Я в основном работаю по направлениям Сасыр – Хонуу и Сасыр – граница с Верхнеколымским районом. Считаю Большой Сасырский перевал самым сложным для обслуживания участком. Большой уровень осадков и пурга особенно осложняют нашу задачу. Например, 4-5 дней ты расчищаешь последствия пурги на перевале, а за тобой уже через пару дней всю дорогу снова забивает снегом, и не только забивает, а еще и утрамбовывает «по самое не могу». Приходится бороться с этими препятствиями долго и упорно, потому как, если сделать дорогу в объезд, там будет кочка, что не совсем приятно при подъемах. Так как в районе местность горная, по дороге встречается много ям. Мы, по мере своих возможностей, стараемся выравнивать автозимник, исправляя такие недостатки.

Расчистка занесённого ранее пробитого участка автозимникаIMG 20240222 WA0032Огромная пустота место провала Кировцаjpg

Большегрузы сильно запаздывают, ездят до последнего и продавливают колеи. Эти колеи заполняют промоины – углубления, которые возникают из-за размыва грунта во время таяния снега. А летом до тех мест не добраться. Сколько раз пытались доехать на Shantui, чтобы устранить эти ямы, но там болотистая местность, трактор все время проваливается. Остается только вариант с засыпкой колеи, когда земля промерзнет, но на это не хватает техники. Опоздавшие грузовики часто застревают, не доезжая до пунктов назначения. И что тут поделаешь, не оставишь ведь людей и машины между небом и землей, идешь на эвакуацию.

IMG 20240201 WA0023

Вообще работа мне нравится. У нас на участке работает очень талантливая молодежь. Есть опытные ребята, есть и новички. Когда у них возникают вопросы, я стараюсь помочь им советом. Хороший результат работы зависит от взаимной поддержки и хорошего настроения внутри коллектива – это важно" - рассказывает Степан Садовников.

Фото 1