История якутских дорог… Задавшись вопросом, откуда она, собственно начинается, приходишь к выводу, что в поисках ответа надо погружаться в глубокую старину. Ибо самые первые коренные жители этой гигантской территории даже, сегодня составляющей три миллиона квадратных километров, освоившие ее с помощью оленя и лошади, уже обязаны были иметь и имели хотя бы дороги-тропы. По ним можно было проехать верхом на промысел рыбы и охоту, они связывали людей воедино, давали возможность не потеряться на огромных безлюдных пространствах, выжить в суровых северных условиях. На этих путях сообщения встречались и прообразы "дорожных знаков" в виде затесов на деревьях и условных символов на них. На каком-то этапе появилась и собственная, соответствующая просторам Якутии единица измерения расстояний, — «кес», равная приблизительно десяти верстам. Поэтому даже уже в героическом эпосе народа саха олонхо существовало конкретное понятие дорог. Когда один из прародителей народа саха Эр Соготох отправлялся за невестой на край света, "древняя знаменитая царь-дорога, торный царь-проход не ставили ему препятствий”. А если где-то на своротах с мифической магистрали сложности все-таки возникали, то богатырь сам выступал в роли прадорожника: выпущенные из мощного волшебного лука стрелы "расчищали путь такой ширины, что по нему мог проехать воз с сеном", и пробивали в горах "сквозные проходы", размер которых опять же превышал упомянутый воз.

tree rock branch plant wood texture leaf trunk symbol temple carving ancient history woody plant 1076790

Думается, такое повторение первого "дорожного стандарта" подчеркивает его важность и основное требование к "категории" дороги. И это понятно — к приходу русских первопроходцев на "дальнюю и неведомую" Лену в 1630-х годах у якутов имелись сотни тысяч голов скота, которому на долгую и холодную зиму требовались десятки тысяч стогов сена. И все их надо было перевезти. Как и неимоверное количество дров для круглосуточного отопления. Так что, видимо, вокруг каждого селения существовала определенная "хозяйственная", поддерживаемая всем миром дорожная "инфраструктура", а кроме нее были пути сообщения с дальними родами-улусами, которых в "Якольской землице" насчитывалось более тридцати.

Скорее всего, такая достаточно хорошо поставленная "дорожная служба" и позволила пришедшим Россиянам всего за каких-то несколько лет добраться от Ленского острога до крайнего северо-востока. Это же дало возможность новой администрации практически сразу ввести натуральный "дорожный налог, так называемую "подводную повинность", и активно использовать последнюю для своих нужд и для целей развития края. Хотя собственно подвод в смысле телег до прихода россиян в Якутии не было, северные жители просто не знали такого средства передвижения. Путники народа саха ездили верхом на лошадях местной породы. Для перевозки грузов зимой пользовались санями, а летом кладь перевозилась во вьюках или на волокушах. Причем, в волокуши чаще запрягали не коней, а быков, и в основном только для внутрихозяйственных целей. Эвены, эвенки и чукчи традиционно в качестве транспорта применяли оленей — или верховых, или запряженных в нарты. В зоне тундры и гор это был основной способ передвижения, к которому в некоторых местах Заполярья добавлялись собачьи упряжки. Пришедшие в Якутию русские первооткрыватели, в арсенале которых были весельные и парусные деревянные суда, в теплое время года старались максимально использовать для своих походов водные пути, но лето на севере было коротким, и реки не всегда вели туда, куда требовалось. Поэтому почти сразу же им пришлось осваивать зимние дороги и каким-то образом обустраивать их, ставя в ключевых местах зимовья или острожки. Иначе в страшные якутские морозы было просто не выстоять на огромных безлюдных перегонах. Таким образом появились, например, крошечные, но очень важные заполярные города Зашиверск и Верхоянск, через которые шла дорога на Колыму и Камчатку.

R1453a

По зимникам в далекий Ленский острог, предтечу Якутска, мчались через всю Сибирь гонцы-нарочные с царскими указами и возвращались обратно с "отписками" воевод и служилых людей. Первым из таких "фельдъегерей" был казак, доставивший царю Михаилу Федоровичу в 1632 году челобитную стрелецкого сотника Петра Бекетова о том, что он "того же году сентября 25 день по государеву указу" заложил Ленский острог. Кстати, именно Михаил Федорович учредил при дворе Ямской приказ - своего рода первое российское министерство дорог. А создателем "ямской гоньбы" на Руси был Иван Грозный, который придавал регулярному транспортному сообщению особое значение и даже подчеркнул в своем завещании, чтобы его наследники ни в коем случае не запускали это дело, а наоборот его развивали. Так оно впоследствии и было — дорожная служба вплоть до Петра I подчинялась лично царям, лично ими направлялась и контролировалась.

33641577248 94c03af2a9 o

В 1667 году по указу Алексея Михайловича в Тобольске был напечатан "Чертеж Земли Сибирской" — первая карта Сибири, где были обозначены все остроги и зимовья Якутского уезда, а в пояснительной записке указано, как можно до них добраться и сколько это потребует времени. На основе "Чертежа..." царедворцами и воеводами стали выдаваться "накладные памяти" — дорожные инструкции с полным описанием маршрутов тем, кто отправлялся по наиболее важным делам и заданиям. Такую "память", например, получил в 1670 году знаменитый землепроходец Семен Дежнев, которому было доверено сопроводить из Якутска в Москву обоз с огромным количеством соболиных шкур, собранных в виде ясака за несколько лет и оцененных в астрономическую по тем временам сумму 47 тысяч рублей. Примечательно, что в этой инструкции впервые в пределах тогдашней необъятной Якутии упоминаются "государевы ямщики" уже как служба, дотянувшаяся до верховьев Лены. И Дежневу прямо предписывается "на усть Муки реки взять подводы под казну великого государя у ямщиков по подорожной и ехать через Ленский волок в Илимский острог". В те годы в столицу добирались по следующему далеко не прямому маршруту: Якутск — Усть-Кут — Илимск — Енисейск — Кетск — Нарым — Сургут — Тобольск — Тюмень и далее на Москву.

WhatsApp Image 2025 07 03 at 12.02.52

В 1675 году воеводская канцелярия бывшего Ленского острога создала уже собственный "атлас дорог" — "Якутского уезда роспись дальним и ближним ясачным острожкам и зимовьям", где был расширен перечень пунктов с учетом вновь появившихся и дано еще более детальное описание. Например, чтобы добраться до Алазейского острога, откуда лежал путь на Колыму, надо было "через гору ехать на конях от Якуцкого до Верхоянского зимовья пять недель, а от Верхоянского до Зашиверского индигирского зимовья ехать на конях же четыре недели, а от Индигирского верхнего зимовья итти на нартах до среднего Индигирского зимовья два дня, а от среднего до нижнего Индигирского зимовья три дня, а от нижнего зимовья итти на нартах три недели до Алазейского зимовья".

В 1701 году в Тобольске по указу Петра I сын боярский Семен Ремезов составил "Чертежную книгу Сибири" из 23-х карт. Среди них был и "Чертеж земли Якуцкого города", а также "Чертеж всех сибирских градов и земель". Ремезов изобразил в своей "Летописи" и "способы передвижения в Сибири", а также "плавание по сибирским рекам".

287491 html 5b230946f153llist017 ykutskoriginalremezov38

Можно сказать, что в течение всего XVII века дорожное хозяйство самого дальнего сибирского уезда существовало "на общественных началах" — местное население обязано было в порядке упомянутой повинности бесплатно предоставлять "государевым людям” транспорт и проводников-извозчиков на своей территории, а также следить за состоянием дорог, мостов, гатей.

(продолжение следует...)

Из книги "Дороги Якутии", 2003 г.