Казенное предприятие Республики Саха (Якутия) «Дороги Арктики» ведет свою деятельность в северных улусах 10 лет. Была проделана колоссальная организационная работа, прежде чем сформировался вид, каким мы видим предприятие сейчас. Как и Москва, все строилось не сразу. В 2015 году официально открылись дорожные участки в Абыйском, Момском и Верхоянском районах и сразу зарекомендовали себя надежными исполнителями дорожных работ в сфере устройства и содержания автозимников. Далее, для повышения качества и безопасности эксплуатации автодорог в других арктических регионах Якутии, расширяя географию деятельности, из года в год аналогичные филиалы «Дорог Арктики» начали появляться еще в шести отдаленных районах Крайнего Севера. Сегодня в предприятии работают специалисты разных возрастов. Аксакалы дорожного транспорта, те люди, которые стояли у истоков, всегда передают свой опыт более молодому поколению. Состав инженерно-технических работников и руководителей участков состоит преимущественно из молодых, но зрелых людей до 45 лет. Специфика работы требует, чтобы специалисты, работающие на земле, были энергичными, идейными и мобильными. Одним из молодых руководителей является Илья Петрович Моттуев, начальник Среднеколымского дорожного участка. Он работает в КП РС(Я) «Дороги Арктики» с марта 2018 года. Предлагаем вашему вниманию его интервью.

Автозимник Арктика км 950000. Стоянка местность Стадион

«Устраивался на предприятие я как дорожный мастер, а в апреле 2022 года был назначен начальником Среднеколымского дорожного участка. По образованию я инженер автомобильных дорог. По специальности начал работать еще в студенческие годы, проходил производственную практику в частных дорожных организациях в Якутске. По окончании учебы несколько лет проработал дорожником в столице республики. Начинал свой путь с должности дорожного рабочего 3-го разряда, мало-помалу набирался опыта. Стал помощником мастера, после чего освоил специальность дорожного мастера.

dav

Предпосылками для открытия дорожного участка «Дорог Арктики» в Среднеколымске стали сезоны автозимников 2016-17, 2017-18 годов. Зимы тогда выдались проблемные, было много последствий. Местные дорожники ЗАО «Дороги Колымы» технически не могли уже справляться с неблагоприятными явлениями. Стало понятно, что на северо-востоке республики необходимо срочно открывать дорожный филиал, который был бы полностью подконтрольным правительству республики предприятием. В самом начале работы участка у нас числилось два колесных бульдозера «Кировец», два гусеничных бульдозера «Б-11», два Урала и Трэкол. Позже, весной 2018 года были пригнаны два «Беларуса». Когда я устраивался сюда работать, не было ни офиса, ни гаража, вся техника после сложного сезона оставалась на улице. Договорились с «Саханефтегазсбытом», чтобы на их территории техника была хотя бы под присмотром. Когда наступила осень, часть техники базировалась в небольшом гараже ЗАО «Дороги Колымы».

План схема открытия автозимниковdav

Прежний наш начальник, Егор Николаевич Константинов, в то время освобождал должность руководителя Управления сельского хозяйства Среднеколымского района. Так как поиски подходящих зданий и территорий в тот год ни к чему не привели, нам пришлось работать в его офисе в администрации улуса. Сидя на птичьих правах, с одним компьютером и принтером, мы умудрялись вести документацию и координировать дорожные работы. 

Когда в Среднеколымске ввели в эксплуатацию торгово-офисный центр, мы арендовали в нем два офиса, переехали и работаем здесь по сей день. Свой гараж появился лишь в ноябре 2022 года, тогда все вздохнули с облегчением. Конечно, хотелось бы, чтобы контора была рядом с гаражом на территории базы участка. Поэтому в планах у нас стоит строительство административного здания, совмещенного с ремонтным боксом, где предусмотрены ремонтная яма, тали, подъемники и прочие необходимые вещи. Такой рембокс решил бы ряд проблем. Приведу пример. Чтобы добраться до коробки передач на «Кировце», которая, к слову, часто ломается на дорожных работах, сначала нужно разобрать всю кабину, а это не так уж и просто. Иной раз неделями приходится ждать кран, что сильно затягивает время ремонта.

Подъем КПП Кировца ковшом погрузчика Амкодор

Когда «Дороги Арктики» только начинали свое функционирование в Среднеколымском улусе, за нами была прикреплена лишь автомобильная дорога «Алазея» (Среднеколымск – Сватай – Эбях) и объездная дорога с Острога в Алеко-Кюель и Эбях. Общая протяженность составляла около 350 км. А сейчас под нашим ведением находится 1159 км дорог. Раньше дорога в сторону п.Черский была устроена чуть по-другому: Среднеколымск – Сылгы-Ытар – Ойусардах – Роман – Харчи и далее до Черского. Одной из причин, почему нынешний маршрут отличается, является то, что в непростые 90-е годы местные Сылгы-Ытарские парни не давали дальнобойщикам житья. Плюс ко всему и Андрюшкино, и Аргахтах оставались в стороне оторванными от центра. Поэтому, исходя из совокупности данных причин, было решено немного изменить маршрут дороги «Арктика»: Среднеколымск – Налимск – Аргахтах – Андрюшкино и далее до Черского. Автодорога по направлениям Среднеколымск – Сватай – Эбях и Среднеколымск – Алеко-Кюель всегда была муниципальной. Региональный статус дорога приобрела в 2018 году и стала называться «Алазея». Это событие поспособствовало скорейшему открытию дорожного участка КП РС(Я) «Дороги Арктики» в г. Среднеколымске.

Среднеколымск 2

Особенность расположения населенных пунктов такова, что нам приходится работать из города в шести направлениях: это Алазея, Андрюшкино, Ойусардах, Березовка, граница Верхнеколымского района и объездная дорога по реке Колыма. То есть дорожные ветки располагаются сильно вразброс. Пока наша мощность позволяет одновременно работать по двум, максимум по трем направлениям. Дороги, в принципе, у нас небольшой протяженности, но каждая ветка имеет свои особенности и нюансы. На дорогах много озер, притом встречается большое количество гнилых озер, которые могут не успеть достаточно промерзнуть или в любой момент оттаять. Поэтому на осенней трассировке мы уделяем большое внимание замерам льда. По первому льду всегда опасно пускать технику.

IMG 20201106 WA0069

Например, в сезон 2023-2024 гг. стояла теплая и затянутая осень, что дало нам понять, что сезон будет сложным, открытие дорог было произведено с отставанием около 10 дней. Открытие дорог занимает намного больше времени, чем последующая очистка проезжей части от снега и устройство ветрозащитных полос. Население у нас терпеливое, знает, что от чего все зависит, поэтому у нас хорошие отношения. Мы всегда стараемся разговаривать с людьми.

Региональная автодорога «Арктика» проходит через Среднеколымский улус, она соединяет Якутию с Чукотским автономным округом. Большое количество транспорта идет именно в ЧАО, примерно 65-70% из всего транспортного потока. Грузовики в последнее время стали мощными, тяжелыми, берут больше груза, что с каждым годом добавляет нам, дорожникам, проблем. Бывает, проезжают машины с общим весом больше 70 тонн, при допустимых 30 тоннах.

IMG 5799

У нас дороги, в основном, устраиваются посредством снежного наката, и этот накат просто не выдерживает чрезмерных нагрузок, огромных масс большегрузной техники. Впоследствии дороги повреждаются, становятся неровными, в них появляются ямы, выбоины, что сильно влияет на скорость движения машин. Снежный накат делается посредством уплотнения снега. Многое зависит от первой пробивки. Слишком большой слой снега – плохо, тонкий слой снега – тоже плохо. Важно найти и поддерживать золотую середину. Трактора отвалами заталкивают снег в ямы, между кочек, создавая искусственную ровность. Сзади они тащат за собой резиновые волокуши (резина колес от тяжелой техники), чем уплотняют поверхность проезжей части. И вот этот прессованный снег, накат, со временем уплотняется, наращивается, становится крепче. Но все же понемногу изнашивается под тяжестью многотонных грузовиков.

IMG 20211205 WA0011IMG 20220224 WA0001

Коллектив у нас состоит из 28 человек: семь машинистов дорожно-строительных машин (ДСМ), пять водителей, три слесаря, три дорожных мастера, механик, завскладом, техник по учету, сварщик и четыре машиниста котельной. Техник по учету – новая штатная единица.

Команда у нас дружная, сплоченная. Основной костяк трудится на дорогах еще со времен ЗАО «Дороги Колымы», у нас работают опытные трактористы и водители. Некоторые молодые машинисты ДСМ получили соответствующие категории, обучившись по линии нашего предприятия. Каждый новичок, допущенный управлять трактором, сначала проходит стажировку, ездит с опытным машинистом. Только после этого, исходя из оценок машинистов, уже можем доверить ему технику и дорогу.

Попадание колесного бульдозера в пустоту

Мы всегда стараемся участвовать в спортивной, культурной, социальной жизни улуса. В 2019 году мы даже принимали участие в конкурсе театрализованных представлений, где умудрились завоевать Гран-при конкурса. В 2022 году занимали призовое место в конкурсе песен, посвященном Дню защитника Отечества. У нас на участке много любителей волейбола, в соревнованиях часто входим в тройку лидеров и завоевываем кубки. Наш коллектив разносторонний, у ребят много хобби. Являясь северянами, каждый из нас питает особые чувства к охоте и рыбалке. Также некоторые учатся кузнечному ремеслу, кто-то проводит свое свободное время участвуя в культурной самодеятельности – играя в местном народном театре. 

На пробивке автозимника Алазея

Так называемый «кадровый голод» в нашем улусе тоже имеет место быть, но у нас данная проблема не так ярко выражена, в отличие от наших соседей. Арктика – своеобразный регион республики, поэтому точно указывать на причины возникновения такого явления довольно сложно. Говоря о нас, можно с уверенностью сказать, что мы делаем ставку на молодежь. Мы охотно идем на контакт с молодыми ребятами, обучаем их, наставляем, и в данный момент имеем неплохой результат. Новички вливаются в коллектив без лишних трудностей. Мы постоянно держимся на связи друг с другом, можно сказать, дружим. Будь то строительство, ремонт или другие личные вопросы, каждый старается всегда помочь товарищу» - рассказывает Илья Моттуев.

IMG 5223

Каждый дорожный участок имеет свои особенности, связанные с географическим местоположением, рельефом местности, климатом и менталитетом. Являясь частью единого целого, каждый отдельный участок имеет своих героев, собственный почерк и свои отличительные характеристики. Но цель всех арктических дорожников одна – обеспечение своих районов качественными «дорогами жизни».