Для севера Якутии вопрос завоза грузов всегда стоял остро, и он напрямую зависел, и до сих пор зависит от навигации и сезона автозимника. И вот в ближайшие годы для ряда арктических районов период обеспечения продуктами и товарами населенные пункты может увеличиться благодаря решению власти республики.

На днях в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Якутии утвердили план начала работы обустройства зимней дороги продленного срока действия по маршруту "г. Верхоянск - м. Прогноз". Другими словами, автомобильная дорога "Яна" станет почти круглогодичной. Через эту дорогу будет осуществляться завоз грузов в Верхоянский, Усть-Янский, Булунский, Эвено-Бытантайский районы. Соответственно, многие населенные пункты этих районов в период распутицы не будут отрезаны от "большой земли".

Как всё начиналось?

В настоящее время в Верхоянском районе действует автозимник "Яна", который открывается только ближе к Новому году. Только тогда начинают ездить большегрузы, доставляя товары и топливо. В апреле дорога перестает действовать, и темп жизни на этой стороне "замирает".

 Поэтому открытие дороги от города Верхоянска до местности Прогноз и дальше до села Тополиное Томпонского района для населения Верхоянского, Усть-Янского, Булунского и Эвено-Бытантайского районов имеет очень важное значение.

Если заглянуть в предысторию, в 2020 году руководство республики подписало с крупной добывающей компанией "Полиметалл" очень важный и нужный документ, в котором было утверждено устройство дороги от села Тополиное Томпонского района до местности Прогноз Верхоянского района. Следовательно, если построить дорогу от города Верхоянск до местности Прогноз, откроется "сквозной коридор", по которому будут перевозить жизненно важные продукты и товары из города Якутск в вышеуказанные районы.

Таким образом, Правительство республики поручило Казенному предприятию "Дороги Арктики" исследовать маршрут "г. Верхоянск – м. Прогноз" и предоставить предложения по проектированию автозимника продленным сроком действия "Яна" от города Верхоянск до местности Прогноз.

 Перед КП РС(Я) "Дороги Арктики" стояла задача, реализация которой принесла бы много положительных моментов для ряда арктических районов.

Первые шаги сделаны

Стоит отметить, что в первом исследовании маршрута участвовала комиссия во главе с министром транспорта и дорожного хозяйства республики Владимиром Сивцевым.

 Первую трассировку работники Верхоянского дорожного участка КП РС(Я) "Дороги Арктики" совместно с сотрудниками подведомственных предприятий минтранса республики провели в марте 2022 года.

Начальник департамента минтранса А.П. Данилов, специалист Управдороги РС(Я) С.А. Дардаев, начальник ЗИО администрации Верхоянского района Н.И. Неустроев, начальник Верхоянского дорожного участка Г.В. Потапов, водители А.П. Винокуров, А.А. Заболоцкий, дорожные рабочие А.В. Соловьев, С.А. Потапов и комиссия минтранса выехали на двух трэкелах на исследование маршрута. Их путь проходил по глухой тундре и болотистой местности.

Предварительно обозначенный маршрут рассмотрели и изучили в министерстве транспорта республики. Было решено также провести трассировку в летнее время.

В сентябре этого года на двух вездеходах исследовать маршрут выехали из города Верхоянск начальник Верхоянского участка Г.В. Потапов, специалист ПТО Управдороги республики С.А. Дардаев, работники дорожного участка Н.И. Потапов, И.И. Чириков, Н.С. Чириков, Г.В. Степанов. Преодолев 316 км дороги, они за 6 дней доехали до местности Прогноз. Трассировка дороги была успешно проведена.

"Проехали новый маршрут протяженностью 316 км. Рельеф местности допустимый, критических спусков не наблюдалось, массив густой. Правда, возле ручья Дярга были возвышения с крутыми спусками и подъемами. Но в целом, общую картину обозначили. Итоги по трассировке предоставили в министерство транспорта республики", – кратко рассказал участник трассировки, начальник Верхоянского дорожного участка Геннадий Васильевич Потапов.

По итогам этих двух трассировок в министерство транспорта и дорожного хозяйства Якутии провели расширенное рабочее заседание. Министр транспорта и дорожного хозяйства Владимир Сивцев утвердил план работы по устройству автомобильной дороги продленным сроком действия "Яна".

Так, министерство поручило предприятию "Дороги Арктики" в 2024 году разработать проект обустройства дороги, отвод карьеров, оформление земельных участков под автомобильную дорогу. Также для этой работы решено приобрести спецтехнику для дорожных работ и перебазировать в Верхоянский район.

 Безусловно, реализация этого проекта осуществляется в рамках основного документа республики "Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года". По поручению Главы Республики Айсена Николаева в 2020 году в 14 государственных программ был включен план развития Арктической зоны республики с объемом финансирования в 35 миллиардов рублей. Обустройство автомобильной дороги продленным сроком действия "Яна" будет реализоваться благодаря этому дальновидному решению.

Таким образом, перед предприятием "Дороги Арктики" стоит глобальная задача – обустройство автомобильной дороги "Яна", которая в первые в истории республики будет действовать продолжительное время в условиях арктического климата.

9f8dcc7d dbd6 4d25 bc32 feeb1d4c6de6 копия10f32caa eb49 4996 9815 6c7cc38e74f340f62008 47d7 4dd6 88be c7ef02440d3f42a3d5fc 0783 4039 bc05 d30b5a59a231f31b1dc3 b96a 4017 9660 bdb0f87d415cf3972b6b 9414 44f4 b813 36a7221da5de

48f0c901 1235 43e7 897e 9cc138f4e003