Самым молодым руководителем среди начальников дорожных участков КП РС(Я) «Дороги Арктики» является Василий Христофорович Горохов. В этой нелегкой деятельности ему помогают старшие товарищи, чей многолетний опыт позволяет всем районным участкам действовать сообща, поддерживая друг друга во исполнение единой задачи – обеспечение бесперебойного движения на автозимниках. Как говорят арктические дорожники, пути разные – но дорога одна.
«Наш дорожный участок был образован в декабре 2019 года», - начинает Василий Горохов, рассказывая про Эвено-Бытантайсий филиал «Дорог Арктики», - «Сегодня у нас работает 16 человек: начальник участка, дорожный мастер, ведущий механик (техэксперт), завскладом, по двое водителей, машинистов ДСМ и дорожных рабочих, слесарь по ремонту дорожно-строительной техники, электросварщик ручной сварки и четыре сторожа (вахтера).

Если немного рассказать о себе, я родился и вырос в административном центре Эвено-Бытантайского национального улуса – селе Батагай-Алыта. После школы окончил Инженерно-технический институт СВФУ им. М.К. Аммосова. Работал главным инженером в ГУП «ЖКХ», затем перешел в 2022 году в КП РС(Я) «Дороги Арктики». Когда я трудоустраивался, начальником участка был Виктор Сергеевич Ачикасов. Он предложил мне подать документы и пройти обучение на должность технического эксперта. Я с удовольствием согласился. Прошел стажировку в стационарном пункте технического осмотра предприятия в г. Якутске. Знания, которые я получил тогда, до сих пор помогают мне в работе. Набравшись опыта, в 2023 году провел десятки техосмотров в трех районах Янской группы улусов. Процедуры проходили при помощи передвижного пункта технического контроля – автомобиля-лаборатории на базе КаМАЗа. Профессия техэксперта мне дала многое. В первую очередь, обмен опытом между дорожными участками. Я увидел, как работают коллеги в соседних улусах, расширил круг знакомств, узнал много нового.




В нашем районе наземная транспортная связь осуществляется исключительно по автозимникам. В декабре начинают ездить небольшие грузовики с продовольствием. Следом за ними идут перевозчики топлива и угля, нефтяных продуктов. В нашем ведении находится в общей сложности порядка 300 км автомобильных дорог «Верхоянье» и «Себян». Раньше, до конца 2019 года, «Верхоянье» от поселка Батагай до села Батагай-Алыта обслуживал Верхоянский дорожный участок. Это немного изменилось, когда в 2020 году участок основали у нас. Сейчас дорогу от села Батагай-Алыта (Саккырыр, Тюгясирский наслег) в сторону Верхоянского улуса до 147-го километра содержит и обслуживает Эвено-Бытантайский дорожный участок. Кроме того, участок делает дорогу на территории Верхоянского района от развилки на 147-м километре до села Суордах по автодороге «Себян» (160 км). В первые годы мы еще обслуживали участок село Батагай-Алыта – село Кустур, но в последнее время ее содержит частная компания.


И летом, и зимой заключаем договора с районной администрацией на оказание различных услуг. Например, привлекались на работы по строительству новой школы, по обустройству сельской свалки, равняли взлетно-посадочную полосу в аэропорту, выполняли земляные работы по вспашке минерализованных противопожарных полос, выполняли краткосрочные работы в селах Кустур, Джаргалах, очищали от снега площадку и расчищали гоночную полосу для главного праздника нашего района – Слет оленеводов и т.п. То есть, в силу своих возможностей, стараемся способствовать развитию нашего родного улуса. Снегоуборочной и погрузочной техники в районе не так много, поэтому местной администрации довольно часто приходится обращаться к нам за помощью. Мы эксплуатируем 10 единиц техники, в том числе два «Кировца» К-702, К-703, КаМАЗ-самосвал, гусеничный бульдозер «Четра», погрузчик Амкодор, Урал-ГИРД, УАЗ-«фермер», автогрейдер ДЗ98В. В основном в обслуживании автозимников используются колесные бульдозеры «Кировец» и Урал-ГИРД для сопровождения.



Осенью начинаются дорожные работы по обслуживанию автозимников. В ноябре трогаемся в сторону Верхоянского района. Как только речка Бытантай позволит нашей технике проехать, движемся дальше. Прошлая осень была затяжной, теплой – реки встали с опозданием, потому и дороги мы открывали с задержкой в две недели. Основные наши задачи – это очистка дороги от снега, срезание кочек и засыпка подъемов и спусков шлаком, который у нас используется в качестве противогололедного материала. На автозимнике «Верхоянье» три больших переезда через реки Улахан-Саккырыр и Бытантай. На реке Бытантай часто образуются наледи. При переходе рек на перекатах встречается еще одна проблема – сушенцы. Это масса свободно лежащих камней, которые ничем не соединены между собой, ни снегом, ни льдом. В таких местах колеса техники часто пробуксовывают и зарываются. Бороться с ними сложно, но возможно. Чтобы придать камням статичность, необходимо соединить их в единую структуру. Это организовывается путем смешивания камней со снегом и дальнейшего накатывания. Вообще по нашим рекам встречается множество препятствий, при образовании которых каждый раз устраиваются новые объездные пути.


Примечательно, что в отличие от других районов пурга и метели доставляют нам относительно не много хлопот. Когда мы ездили в Абыйский район, то воочию увидели огромные снежные заносы, о которых раньше только слышали от коллег. По сравнению с ними наши кажутся незначительными. Мы часто общаемся с грузоперевозчиками, которые ездят по нашим дорогам, всегда интересуемся у них, что да как. Можно сказать, с пользователями дорог держим прямую связь. В основном, конечно, мы в тесном контакте с водителями бензовозов. Потому что они ездят ежедневно, возят топливо в Эвено-Бытантайский район из Верхоянского. Также к нам завозят стройматериалы и товары местных предпринимателей. В последние годы заметно возросло количество объектов строительства.


В нашем участке работают местные жители. Все мы знаем друг друга давно и довольно хорошо. С некоторыми ребятами вместе учились в школе, работников постарше тоже знаем с малых лет. Мы все понимаем, что работаем во благо родного края, поэтому у нас команда сплоченная, дружная. Мне кажется, дух единства и сплоченности является неотъемлемой частью коллектива. В нашей работе иначе никак не обойтись. Ценим каждого специалиста. Могу сказать с уверенностью, что каждый из нас готов помочь товарищу в беде, разделить вместе с ним и счастливые моменты. Это касается и работы, и личной жизни. У нас работают опытные аксакалы, которые связали свою жизнь с дорожной отраслью уже давно. Безусловно, их опыт и наставления очень помогают молодым ребятам.

Ввиду того, что участок у нас небольшой, производственные циклы длятся порядка пяти дней. В основном на циклах задействованы два трактора и автомобиль сопровождения, т.е. два машиниста ДСМ, водитель, дорожный рабочий. Несколько дней работают в гараже – ремонтируют и готовят технику, а по окончании дел, по графику, снова выезжают на линию.






Являясь северянами, каждый из нас увлекается охотой, рыбалкой, кто-то весь отпуск занят на сенокосе, содержит скот, а кто-то является потомственным оленеводом. Но нас объединяет одно – дороги. В последние годы Эвено-Бытантайский национальный улус развивается довольно быстрыми темпами. И наша задача – способствовать этому прогрессу, обеспечивая район качественной наземной дорожной связью", - рассказывает начальник Эвено-Бытантайского дорожного участка Василий Горохов.


