Северные и арктические районы Республики Саха (Якутия) славятся суровыми климатическими условиями, которые формируют уникальные вызовы для дорожной инфраструктуры и транспорта.
Ключевыми факторами, угрожающими безопасности движения по автозимникам – временным зимним дорогам, прокладываемым по замерзшим рекам и озерам, – являются снежные заносы, метели и позёмки. Эти явления не только существенно затрудняют передвижение, но и могут приводить к серьезным последствиям, блокируя транспорт и создавая угрозу для жизни людей. Разберем подробнее каждый из этих факторов, расширив общее представление о «пурге», термином, часто используемым для описания всех этих явлений.
Пурга, как правило, обозначает сильную низовую метель, характерную для открытых равнинных пространств, лишенных лесной растительности. Она возникает при резких вторжениях холодного арктического воздуха, который, взаимодействуя с уже выпавшим снегом, поднимает его в воздух и переносит на большие расстояния. Скорость ветра при пурге может достигать ураганной силы (более 25 м/с), полностью обездвиживая транспорт и создавая условия для замерзания людей. Важно отметить, что пурга – это не просто сильный ветер со снегом, это сложная метеорологическая система, включающая в себя изменение атмосферного давления, температуры, влажности и направления ветра. Рассмотрим более детально составляющие «пурги»:
- Снежные заносы.
Это скопления снега, образующиеся на дорогах и прилегающих территориях под воздействием ветра. Они представляют собой серьезную угрозу для автозимников, поскольку могут быстро перекрыть движение. Можно выделить несколько типов снежных заносов:
- Локальные заносы: возникают в местах, где рельеф местности способствует накоплению снега – в ложбинах, ущельях, низинах, за лесополосами или вблизи высоких объектов, вызывающих завихрения воздушных масс. Даже небольшой ветер может создать здесь значительные сугробы за считанные часы.
- Протяжённые заносы образуются вдоль открытых участков дорог, особенно на обширных равнинах, в степях и тундре. Отсутствие препятствий для ветра способствует равномерному распределению снега по всей длине дороги, создавая непрерывные снежные валы, часто достигающие значительной высоты. Расчистка таких заносов требует значительных ресурсов и времени.
- Плотные заносы характеризуются высокой плотностью снега из-за его уплотнения сильным ветром. Этот уплотненный снег очень трудно расчищать, поскольку он обладает высокой сопротивляемостью к механическому воздействию. Поэтому на таких участках дорожникам приходится пробивать рядом новую объездную дорогу.
- Метели.
Метели – это сильный ветер, который переносит снежные массы, видимость при этом резко ухудшается. Выделяют несколько типов метелей:
- Низовая метель: снег переносится у самой поверхности земли, снижая видимость и образуя снежный наст.
- Общая метель: переносится как снег с земли, так и падающий с неба, создавая практически нулевую видимость. Этот тип метели часто сопровождается сильным ветром и низкой температурой.
- Выметание снега: слабый ветер переносит только тонкий слой снежной пыли. Это явление менее опасно для транспортных средств, чем низовая метель. Однако она может затруднять ориентирование и снижать видимость.
- Позёмка.
Это слабая низовая метель, которая сопровождается переносом снега у поверхности земли при ясной или слабой облачной погоде. На первый взгляд она выглядит безобидно, но при этом делает поверхность дороги скользкой и может приводить к постепенному сужению проезжей части. Видимость при этом снижается, но не столь критично, как при метели. Однако позёмка может длиться очень долго, постепенно накапливая снег на дороге и создавая условия для образования снежных заносов. Из-за скользкой поверхности и снежных сугробов водителям сложнее контролировать автомобиль.
Снежные заносы и метели представляют серьезную опасность на автозимниках. Во время метелей и позёмок видимость может снижаться до 1–2 метров, что значительно увеличивает риск ДТП. Снежные заносы делают дороги непроходимыми, прерывают транспортное сообщение и задерживают доставку грузов.
В числе принимаемых мер по предотвращению и борьбе с заносами КП РС(Я) «Дороги Арктики» пробивают снегозадерживающие траншеи вдоль наиболее задуваемых участков дорог. Особенно к таким участкам автозимника относятся открытые местности на реках. Траншеи прокладывают в снежном покрове проходами тракторных снегоочистителей или бульдозеров в несколько рядов параллельно дороге. Ближайшая к дороге траншея располагается не ближе 30 м и не дальше 100 м. В условиях Арктики эти траншеи наполняются довольно быстро и превращаются в твердую непробиваемую полосу. Поэтому второй раз там же пробивать уже невозможно, пробиваются новые траншеи.
Возникновение пурги предсказать сложно, поэтому особое значение приобретают системы мониторинга погоды и своевременное оповещение о неблагоприятных условиях. «Дороги Арктики» сотрудничают с ФГБУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», отслеживая прогнозы и предупреждая о неблагоприятных условиях. В случае интенсивных метелей или сильных заносов вводится временное ограничение на передвижение транспорта.
Погода на Крайнем Севере сильно изменчива, и, учитывая дальние расстояния, дорожникам необходимо время, чтобы расчистить быстро образующиеся снежные заносы. У метели коварный нрав – она начинается внезапно и очень быстро набирает силу. С резким ухудшением погодных условий в течение часа от пробитой и накатанной месяцами дороги может не остаться и следа. Особую опасность снежные заносы представляют для людей, застигнутых в пути далеко от населенного пункта или жилища человека.
Помимо пурги, в северных и арктических районах Якутии на функционирование автозимников влияют также наледные образования (наледь) и пустолед (пустоты в ледяном покрытии), представляющие серьезную опасность для транспортных средств и, что особенно важно, для жизни людей.
Наледи – это скопления воды на поверхности льда, образующиеся по разным причинам. Часто их появление связано с колебаниями температуры воздуха. В горных районах, где реки замерзают неравномерно, температурные перепады приводят к выдавливанию воды из-под ледяного покрова на поверхность. Процесс этот происходит из-за расширения воды при замерзании и сжатии при понижении температуры. Ледяной панцирь, не выдерживая давления, трескается, и вода выходит наружу, создавая наледи различной формы и размеров. Ситуация усугубляется перегрузкой тяжелого транспорта: давление колес на лед может вызвать проседание ледяной поверхности, что, в свою очередь, способствует подъему воды снизу. Наличие открытой воды в условиях экстремально низких температур многократно увеличивает риск для водителей и пассажиров, поскольку замерзание может произойти мгновенно, приводя к обморожению или гипотермии. Более того, наледи часто маскируют опасные участки, создавая иллюзию безопасного проезда. Бороться с наледными образованиями не имеет смысла, поэтому дорожники по возможности прокладывают временные объездные дороги.
Пустолед – это еще один коварный враг автозимников. Он представляет собой наличие пустот в толще льда или под ним, на замерзших водоемах или на накатанной поверхности самой зимней дороги. Размеры этих полостей могут варьироваться от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров в диаметре и глубине. Пустоты образуются по нескольким причинам: неравномерное замерзание водоемов, проседание льда под воздействием веса и динамической нагрузки от транспортных средств, вымывание грунта из-под ледяного покрова талыми водами (особенно актуально в период оттепелей). Наезд на пустолед на высокой скорости чреват серьезными последствиями. Транспортное средство может получить значительные повреждения ходовой части. Более того, появление пустот часто связано с интенсивностью движения грузового транспорта. Постоянное давление тяжелых машин способствует постепенному разрушению несущей структуры автозимника. Лед, особенно в нижних слоях, подвергается постоянной деформации, что в итоге приводит к образованию и расширению пустот. Этот процесс носит накопительный характер, и часто обнаружить скрытые полости до момента провала практически невозможно. При выполнении очередного цикла работ дорожники заполняют и утрамбовывают такие пустоты снегом. Для водителей в местах, где особенно часто встречаются подобные ямы вывешивается знак «пустоты».
Таким образом поездка на дальние рейсы в глубину севера Якутии - очень непростая затея и связана с определёнными трудностями и рисками. Вот некоторые рекомендации водителям, отправляющимся в путь на Крайний Север:
1. Перед поездкой в северные районы обязательно изучайте прогноз погоды.
2. Держите в машине комплект тёплой одежды, еду и питьевую воду.
3. Оснастите автомобиль противобуксовочными цепями, буксировочным тросом и лопатами.
4. В условиях низкой видимости двигайтесь с минимальной скоростью, включая ближний свет фар и противотуманные фары.
5. Нужно быть готовым к отсутствию мобильной связи и сервиса. Ждать помощи на зимнике можно долго, поэтому по возможности возьмите средства спутниковой связи.
6. Необходимо рассчитывать запас топлива на непредвиденные обстоятельства, так как дорога может растянуться из-за непогоды
7. Сообщайте своим близким свое место положения и информируйте о дальнейших маршрутах.
8. Старайтесь передвигаться в группе с другими участниками дорожного движения.
Снежные заносы, метели, позёмки, наледи и пустолед — это неизбежная часть зимы в северных и арктических районах. Однако грамотная подготовка, правильная организация дорожных работ и соблюдение мер предосторожности помогут минимизировать их влияние на безопасность движения. Дорожные предприятия продолжают работу над совершенствованием методов борьбы с этими природными явлениями, чтобы автозимники оставались безопасными даже в самых суровых условиях.
Пресс-служба КП РС(Я) "Дороги Арктики"